ГАЗ 2410 с Роторным двигателем

Роторный двигатель

Вид сбоку на волгу с ротором

Для подтверждения/опровержения всякошных слухов и баек про РПД на Волге я хочу поместить некие записки обладателя РПД.
Итак с чего всё началось:
В 1994 году решил я прикупить 3102 (до этого был сарай 2402 аж 76-го года). На новую денег не было и я взял 87 г.в. восстановленную (и не плохо восстановленую) 3102 с обычным двигателем 4022. За полгода мотор меня просто достал (с тех пор я ненавижу 402-ые как класс). Начял я присматривать себе новый мотор. Денеги к тому времени появились и благодаря некоторым связям я выцыганил 31013 на "покататься пару недель" (вау!!! какая всё же разница когда машина служебная и своя)в общем поняв, что я не тяну такой мотор по деньгам (хотя з/п у меня была около 1,3 тык. зелёных)начал присматривать импорт под капот Волги. И тут мне предложили поставить РПД с переделкой машины и всей бумажной волокитой за деньги соизмеримые с импортом, НО в отличие от импорта всё официально.
Так в 1995 г. я стал обладателем ГАЗ 31028, правда гайцы как всегда ошиблись в ПТС и написали тип двигателя не ВАЗ 413, а ГАЗ 413, ну я в общем не сильно расстроился.
Итак после первых дней езды чётко обрисовались отличия от 402-го и и V-8. Двигатель "бесконечен" в оборотах, крутишь-крутишь, а конца ему нет. Из-за этого часто забывал включать 4-ю, так и ездил на 2-й или 3-ей. На разгоне равных ему нет(на тот период).
Скорость стала меньше ощущаться, нередко клал стрелку и только потом спохватывался. "Развесовка" машины сильно изменилась, руль стал более острый.
Когда первые признаки эйфории улетучились начали просматриваться кое-какие недостатки. Ну во первых по сравнению с V-8 момент всё же не тот, на старте ротор явно выигрывает, но как только скорость подходит к 100 резкое нажатие на гашетку всё же не так вдавливает. Во вторых после нескольких поездок на дачу с родственниками (ну в смысле полный салон и ещё багажник) стало понятно, что энергично тронуться не подпалив сцепление нельзя иначе она глохнет. Устойчивость которая присуща Волгам после загрузки (чем больше грузишь, те мягче и уверенней едешь)отсутствует как класс. На скоростях выше 120 полная 028-я управляется как М-412 или М-2140.
Но всё равно радость от мелких побед на светофорах оставалась. Мало того я начал заключать всякошные пари и всегда их выигрывал.
Пока не встретил на работе коллегу с "народным автомобилем" марки Гольф-2. Поспорив "на обед" стартовали около работы на Павелецкой набережной и полетели по ней к Садовому. В итоге я выйграл пару метров и достались они мне только благодоря удачному случаю (у него была помеха), а так на ВСЕХ режимах, разгон, маневрирование, торможение, Гольф обходил меня. Хотя я крутил мотор по максимуму. Так у меня исчезли мысли о непобедимости РПД.
К тому же я начал замечать, что выбег машины с РПД и 402-м разнится в добрую сотню метров (у 402-го больше), вот и развесовка сказалась подумал я.
Прошёл год счастливого обладания. Пробег приблизился к 35000, я начал замечать увеличивающийся расход. Помня напутствие мастеров, о универсальности к топливу начал бодяжить 92-й 76-м, а к 50 тык. вообще перешёл на 76-й. В Москве стали появляться хорошие машины и побеждать на старте становилось всё труднее и труднее. Однажды "сцепившись с БМВ 7-кой выйграл старт, но перекрутил мотор и пключая 2-ю "порвал" коробку, с трудом доехал на оставшейся работоспособной 3-й и 4-ой передаче. Разбор коробки показал развалившуюся шестерню 2-й передачи на пром. валу осколки повредили 1-ую и оказалась погнута вилка включения.В общем ремонт не сложный, но кабы знать чего там внутри, а так весь ремонт данной машины выглядел так, разобрал , посмотрел, съездил в магазин, приехал померил, опять съездил в магазин, потому как не подошло. В магазинах на стандартный вопрос "на какую машину" вначале говорил, потом перестал. Найти нужную деталь невозможно, нужно одинаково хорошо разбираться минимум в 4-х моделях ВАЗ, 2-х моделях ГАЗ, РАФике, Мазде и ещё знать про уникальные детали. Так я узнал, что существует туева хуча видов пром валов, стартеров сцеплений и прочего и всё это на одну машину, причём если у нас в конфе часто встаёт вопрос как отличить правильное и неправильное, тут возникает два вопроса, где найти нужное и как потом "это" совместить с "тем". Продавцы совершенно честно видя что ты берёшь например, пром. вал от 5-ки суют тебе остальное от 5-ки, а тебе-то нужно от РАФа и не просто от РАФа, а обязательно выпуска до 19хх года.
Но надо признать, что мотор в плане надёжности отличный. Я НИ РАЗУ не сомневался, что он запуститься. Поворот ключа, максимум 1 секунда и мотор ровно работает. Из всёх отказов был отказ только стартера (по моей вине, он открутился и передняя крышка раскололась), отказывал бензонасос и генератор, но это ерунда. Немного доставала электроника, очень часто горели комутаторы, благодаря грамотной системе зажигания, можно ездить с выгаревшим каналом и не замечать этого, но расход при этом возрастает.
Кончина мотора наступила в конце февраля 98-го года.На 72-й тысче, в сильный мороз (было около -20), мотор как обычно ровно запустился, проработал пару минут и плавно заглох (так бывает когда резко отпустишь сцепление на загустевшем масле в КПП). Больше стартер мотор не проворачивал. Попытки расклинить с толкача были бесполезны, мотор не проворачивался.

Теперь об эксплуатационных "потерях":
Самое запоминающееся это конечно ЗМ. Мне поставили тогда ещё только вышедший "чайковский" мост с обычной ГП. Протянул он около 30 тык, вначале страшно завыл, затем захрустел и в конце концов просто перестал передавать момент на колёса. Разборка показала полное отсутствие зубьев на ведущей шестерне. Благо в запасе была новая ГП, отремонтированный мост на удивление не шумел (хотя делал сам на "глазок" т.к. никакой лит-ры вообще не было. Отходил он около 20 тык. и опять завыл. Разборка показала, что зубья ведущей шестерни стёрло до такой толщины, что об край я обрезался. ГП больше не было, возиться со съёмом ведомой шестерни не хотелось, да она и не пострадала почти и главное не было времени, я отправился в ЮП, где купил одну ведущюю шестерню (в ЮП можно купить что угодно, в любой комплектности). Вновь перебраный мост ходил 15 тык и не воя загремел в помойку. Третий раз я перебирал тщательней и мост ходил до конца мотора.
О коробке я уже говорил, была единственная поломка, а так надо отдать должное жигулёвской коробке, переключается она как часы.
Один раз менял подвесной подшипник кардана. Ну и побегал я тогда, нигде нельзя было найти резиновую обойму от старого РАФа.
больше поломок не было (резьбовые и шкворня не в счёт).


Теперь кому интересно и самое главное будующим обладателям РПД, о применяемых деталях и способах диагностики:

Ходовая:
- стандартный передний и ЗМ от 3102
- кардан - составной от РАФа с Волговскими креставинами и подвесным подшипником.
- КПП 4-х ступенчатая ВАЗ 2105 с удлиннёным (оригинальным) первичным валом и иной шестерней привода спидометра.
- сцепление: корзина обычно Фихтель Захс от 123-го МВ диск его же, но можно от ГАЗ 24хх, выжимной - Волга.

Двигатель: Применяемое масло М 12ГИ (Рексол), и упаси вас залить какую-нибудь полусинтетику и т.п. Только это масло или его отечественные аналоги.
Навесное оборудование:
генератор - ВАЗ 08
бензонасос, помпа,термостат - классика
карбюратор: Мазда RX-5, с отключенной (закольцованой) системой запуска
возд. фильтр - классика (!!! не ленитесь менять почаще, засорение фильтра приводит к тому, что вторичная камера карба (а у неё вакумный привод) НЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ, что может привести к аварии,. т.к. остановить машину с разгоняющимся РПД штатными тормозами удаётся плохо (проверял), а выключение зажигания неизбежно приведёт к взрыву системы выпуска(то же проверял).
радиатор - не помню от какого ГАЗа, что-то очень старое типа ГАЗ 51 + два вентилятора охлаждения от 08.

Система выпуска: "штаны" - оригинальные из нержавейки, далее штатная система глушения 3102. Глушак прогарает быстро (тысяч 30-40), при длительной езде по прямой возможно растапливание мастики в ногах пер. пассажира и порча ковриков. НИКОГДА не выключайте (ключом) мотор на оборотах, при повторном включении будет взрыв( настоящий, очень громкий, правда бесопастный) и вам придётся менять глушитель, проверено мной дважды, причём ехать на РПД без глушителя = глухота на пару дней.

электрооборудование:
датчики (вода, масло) - класика
катушки (их там 4) от 2108
проводка обычная-переделанная с доп. хвостом под датчики Холла и систему управления.
Свечи А-26, имп. аналоги 8NGK, 9NGK двухэлектродные.
Теперь о системе зажигания: она очень интересна.
Вкратце на одну секцию ставится две свечи, одна поджигающая (запальная), вторая дожигающая. Каждая работает от одной катушки. Поскольку секций две, то всё множим на два.
Катушки управляются с двухканального комутатора 42.3734 (его аналог 6420.3734 (64.3734-20)). Комутатор в свою очередь управляется микропроцессорным контроллером МС2715.03 применяемом на ВАЗ 21083 и 21093, но с иной прошивкой ПЗУ. Не забудте, что всё множим на 2 и поэтому контроллер то же спареный. Промышленность таких не выпускает, но пара часов с паяльником сделает из двух один. Останется только найти прошивку. В системе применяется блок аварийного зажигания аналогичный применяемому на ЗИЛ 4314 с микропроцессорной системой управления. Датчики Хола два от 2108.
Теперь о выключателях и лампочках в панели.(всё для штатного варианта31028).
На панели приборов две крайние из трёх лампочек (красная и зелёная) подключены к выходам комутаторов и служат для контроля их работоспособности (как я и говорил обнаружить неисправный канал "на ходу" тяжело). Внизу в ногах(обычно справа) имеется переключатель имеющий два нефиксируемых положения, в одну сторону 1-й комутатор в другую 2-й. проверяется работа просто, завёл переключил на 1-й, лампы должны поочерёдно (тускло) мерцать в такт работе свечей, 1-й и 2-й комутаторы должны работать одинаково, причём интенсивность свечения ламп должна быть то же одинаковой.
Там же внизу есть переключатель угла опережения (аля под 76-й и 92-й бензин), на практике работает так, мотор зазвенел, щёлкай на больший угол.
Там же внизу есть выключатель аварийного зажигания. При отказе мотора работать на залитых свечах, вылетевших комутаторах и вообще всего, щёлк и едешь дальше, с диким расходом и ВВ проводами на выброс.
Да не забывайте менять свечи раз в 5 тык. (особенно поджигающую).

Всё описанное тут относится к РПД ВАЗ 413.

Вот вроде и всё.

ЗЫ насчёт слухов о расходе: меньше 8 литров он кушать не может, реально меньше 11 не выходило(это на трассе никуда не спеша). При динамичной езде до 23-25, город (среднее) около 15. Очень сильно зависит от качества топлива (76-95).Последние (перед смертью) 20 тык расход меньше 20 л. не выходил. Конечно можно и в 14 укладываться, но тогда зачем РПД.
 

 
Hosted by uCoz