Двигатели 24Д и 24-01

 выпускаются на Заволж-
ском моторном заводе им. 50-летня СССР по
чертежам. разрабо- танным Горьковским авто-
заводом на базе двигателя автомобиля ГАЗ-21.
Двигатели четырехтактные,карбюраторные,
верхнеклапан-ные, четырехцилиндровые, с жид-
костным охлаждением. Ход поршня у этих дви-
гателей равен диаметру цилиндра и составля-
ет 92 мм. Сравнительно малый ход поршня обу-
словил его малую среднюю скорость, вследст-
вие чего путь поршня на 1 км пробега авто-
мобиля также мал. Это обеслечило малый износ
Цилиндра-поршневой группы и высокую долго-
вечность узла. Коленчатый вал - пятиопор-
ный, с большой рабочей поверхностью как ша-
тунных, так и коренных подшипников. Вслед-
ствие этого удельные нагрузки на подшипники
сравнительно малы. Вкладыши коренных и ша-
тунных подшипников изготовлены из стальной
ленты, залитой алюминиевым сплавом. Такие
вкладыши способны воспринимать большие на-
грузки, сохраняя высокую работоспособность.
Распределительный вал опирается на пять под-
шипников, выполненных из сталебаббитовой
ленты. Седла клапанов изготовлены из легиро-
ванного чугуна высокой твердости, выдержи-
вающего высокую температуру и ударные на-
грузки. Направляющие втулки клапанов выпол-
нены из металлокерамики с высокими износо-
стойкими качествами. Клапаны изготовлены из
жаропрочной стали: фаска тарелки выпускных
клапанов заправлена более жаропрочным спла-
вом. Все ответственные поверхности, подвер-
гающиеся исти- ранию (кулачки и шейки рас-
пределительного вала, наконечники штанг тол-
кателей, толкатели, коромысла, регули-
ровочные винты коромысел и т. д.). изготов-
лены из специального материала и подвергнуты
термической обработке. В верхнюю часть ци-
линдра установлены вставки, выполненные из
кислотоупорного износоустойчивого чугуна.
Все трущиеся поверхности смазываются под
давлением. В системе смазки установлен пол-
нопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным
фильтрующим элементом. В результате указан-
ных конструктивных и технологических мер ре-
сурс двигателя - 200 тыс. км пробега автомо-
биля по дорогам 1 категории. При данной кон-
струкции газопровода с подогревом цент-
ральной части впускной трубы отработавшими
газами, обеспечивающей равномерное распреде-
ление горючей смеси по цилиндрам, а также
при выбранных оптимальных фазах открытия
впускных и выпускных клапанов, двигатели
развивают мощность 95 и 85 л. с, (при 4500
об*мин коленчатого вала; степень сжатия со-
ответственно 8,2 и 6,7). В конструкции дви-
гателя учтено удобство обслуживания его в
процессе эксплуатации. С левой стороны дви-
гателя расположены бензиновый насос 11,
стартер 13, распределитель зажигания 8, ука-
затель давления масла и датчик 29 указателя
давления масла, масляный фильтр 30. фильтр
32 тонкой очистки топлива, свечи 6 зажига-
ния, с правой стороны - генератор 16, газо-
провод с сектором 14 регулирования подогрева
смеси, сливной кран охлаждающей жидкости с
тягой 17, кран отопителя кузова, датчик тем-
пературы воды и карбюратор 3. Смазка подшип-
ников насоса охлаждающей жидкости осуществ-
ляется через пресс-масленку с правой стороны
двигаюля. Достаточность количества на-
гнетаемой смазки определяется визуально по
выходу смазки из контрольного отверстия на
корпусе насоса. Регулирование зазора между
коромыслами и клапанами производится при
снятой крышке коромысел; доступ к ним очень
удобен. В конструкции двигателя также преду-
смотрена возможность легкого ремонта. Для
этой цели цилиндры выполнены в виде отдель-
ных деталей - "мокрых" гильз, легко вста-
вляемых в блок цилиндра, а коренные и шатун-
ные подшипники имеют тонкостенные сталеалю-
миневые вкладыши, которые можно заменить, не
прибегая к услугам ремонтных заводов, а ино-
гда даже не снимая двигателя с автомобиля.
Для изготовления деталей двигателя широко
рименены алюминиевые сплавы; кроме такой
традиционной алюминиевой детали как поршень,
из алюминиевого сплава изготовлены также ос-
новные корпусные детали: блок цилиндров,
картер сцепления, головка цилиндров, крышка
распределительных шестерен, крышка насоса
охлаждающей жидкости, выпускной патрубок ох-
лаждающей рубашки, корпус масляного насоса,
корпус и крышка масляного фильтра, впускная
труба. В результате широкого применения алю-
миниевых сплавов двигатель в сборе с обору-
дованием, сцеплением и коробкой передач (но
без воздушного фильтра и вентилятора) весит
только 205 кгс. Подробное описание конструк-
тивных особенностей двигателя дано к соот-
ветствующим иллюстрациям.


1. Выпускной патрубок охлаждающей рубашки.
2. Шланг от фильтра к карбюратору.
3. Карбюратор.
4. Крышка маслоналивной горловины.
5. Трубка к вакуумному регулятору распределителя зажигания.
6. Наконечник привода свечи.
7. Провод от распределителя к свече зажигания.
8. Распределитель зажигания.
9. Указатель уровня масла.
10. Вытяжная труба вентиляции картера.
11. Бензиновый насос.
12. Электромагнитное тяговое реле стартера.
13. Стартер.
14. Сектор заслонки подогрева смеси.
15. Штифт установки зажигания.
16. Генератор.
17. Тяга управления сливным краном.
18. Кран для слива охлаждающей жидкости.
19. Кран отопителя кузова.
20. Кронштейн передней подушки опоры двигателя.
21. Разрезная коническая втулка.
22. Поперечина передней подвески автомобиля.
23. Кран масляного радиатора.
24. Предохранительный клапан масляного радиатора.
25. Рычаг для ручной подкачки бензина.
26. Кронштейн крепления подушки передней опоры двигателя к блоку.
27. Датчик сигнальной лампы аварийного давления масла.
28. Сливная пробка масляного фильтра.
29. Датчик указателя давления масла.
30. Масляный фильтр.
31. Шланг от бензинового насоса к фильтру тонкой очистки топлива.
32. Фильтр тонкой очистки топлива.
33. Впускной патрубок насоса охлаждающей жидкости.

Hosted by uCoz