Работа сцепления

Привод выключения сцепления обеспечивает
возможность осуществлять выключение и вклю-
чение сцепления по усмотрению водителя. При-
вод выключения сцепления состоит из педали,
главного цилиндра, трубопровода и рабочего
цилиндра. Педаль сцепления с пластмассовой
втулкой подвешена на оси. К педали шарнирно
прикреплен (болтом) толкатель главного ци-
линдра выключения сцепления. На болт надеты
две пластмассовые втулки. Пружина 3 удержи-
вает педаль в крайнем заднем положении.
Дальнейшее перемещение педали назад огра-
ничено упором головки толкателя 17 в упорную
шайбу 20, закрепленную в главном цилиндре
стопорным кольцом 19. Корпус 21 главного ци-
линдра выключения сцепления представляет со-
бой чугунную отливку с фланцем, под который
(при креплении цилиндра к кузову) устанавли-
вается прокладка. На верхней части корпуса
установлен питательный пластмассовый бачок
28, закрытый резьбовой пластмассовой крышкой
30 с отверстиями для сообщения внутренней
полости бачка с атмосферой. Сверху на торец
бачка опирается сетчатый фильтр 29, служащий
одновременно для успокоения находящейся в
бачке жидкости. Бачок крепится к главному
цилиндру при помощи резьбового штуцера 27,
через который жидкость из бачка поступает
самотеком в корпус главного цилиндра. Внутри
корпуса находится поршень 23, снабженный
двумя уплотнительными манжетами. Между порш-
нем и внутренней манжетой установлена тонкая
пластинка 24, перекрывающая имеющиеся в го-
ловке поршня сквозные отверстия и препятст-
вующая выдавливанию в них резины внутренней
манжеты. Пружина 26 постоянно отжимает пор-
шень в крайнее заднее положение до упора в
шайбу 20. Между головкой толкателя и сфери-
ческой впадиной на поршне предусмотрен по-
стоянный зазор 0,3-0,9 мм, который обес-
печивает поршню возможность занять исходное
положение (при включенном сцеплении), что
гарантирует сообщение полости цилиндра за
внутренней уплотнительной манжетой с пита-
тельным бачком через калиброванное компенса-
ционное отверстие А. Компенсационное отвер-
стие А всегда открыто при исходном положении
поршня, чтобы обеспечить свободный проход из
системы в питательный бачок излишка жидкости
(при ее расширении от нагревания), не допу-
ская тем самым повышения давления в системе
и самопроизвольного частичного выключения
сцепления. Рабочий цилиндр прикреплен к кар-
теру сцепления двумя болтами. В его корпусе
10 расположен поршень И с уплотнительной
манжетой 12 и пружина 13. Пружина отжимает
поршень, толкатель и наружный конец вилки
выключения сцепления, в результате чего под-
шипник выключения сцепления с небольшим уси-
лием прижимается к оттяжным рычагам сцепле-
ния, и его наружная обойма вращается вместе
с ними. Для удаления воздуха из системы слу-
жит клапан 14, ввернутый в рабочий цилиндр и
закрытый от загрязнения резиновым колпаком.
Рабочий цилиндр соединяется с главным цилин-
дром выключения сцепления трубопроводом. При
нажатии на педаль толкатель передвигает пор-
шень главного цилиндра выключения сцепления,
который кромкой манжеты перекрывает компен-
сационное отверстие А. При дальнейшем пере-
мещении поршня жидкость вытесняется из глав-
ного цилиндра, давление внутри системы уве-
личивается, и под его воздействием происхо-
дит перемещение поршня и толкателя рабочего
цилиндра, поворот на шаровой опоре вилки вы-
ключения сцепления, перемещение муфты и вы-
ключение сцепления. При плавном отпускании
педали сцепления происходит падение давления
в системе и возвращение вытесненной жидкости
в главный цилиндр. При резком отпускании пе-
дали сцепления жидкость, возвращающаяся из
системы в главный цилиндр, не успевает за-
полнить освобожденное поршнем пространство,
и в главном цилиндре создается разрежение.
Под действием этого разрежения жидкость из
питательного бачка проходит через перепуск-
ное отверстие Б в полость за головкой поршня
и через отверстия в головке проходит в по-
лость перед головкой, отодвигая при этом
пружинную пластинку и сжимая края уплотни-
тельной манжеты. В дальнейшем эта избыточная
жидкость вытесняется через компенсационное
отверстие в питательный бачок. Расстояние от
площадки педали выключения сцепления до на-
клонной части пола (при снятом коврике) дол-
жно быть 185-200 мм.
Положение педали регулируется путем измене-
ния длины толкателя главного цилиндра. Пол-
ный ход педали - 145-160 мм. Свободный ход
педали - 12-28 мм (обеспечивается конструк-
тивно и не регулируется). Уход за приводом
выключения сцепления. В процессе эксплуата-
ции необходимо контролировать уровень жидко-
сти в питательном бачке главного цилиндра
(15-20 мм ниже верхней кромки бачка) и, при
необходимости, доливать жидкость. В жаркое
время надобность доливки возникает приблизи-
тельно раз в месяц. Заполнение и прокачка
системы производятся аналогично заполнению и
прокачке тормозной системы в следующем по-
рядке: - заполнить бачок главного цилиндра
тормозной жидкостью до нормального уровня
(15-20 мм ниже верхней кромки бачка); -
снять защитный колпачок с головки перепуск-
ного клапана рабочего цилиндра и надеть на
головку резиновый шланг; - погрузить свобод-
ный конец шланга в тормозную жидкость, нали-
тую в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5
л (заполненный жидкостью на половину высо-
ты); - создать в системе давление, резко на-
жав 4-5 раз с интервалом 1-2 с на педаль
сцепления; - удерживая педаль нажатой, от-
вернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной кла-
пан рабочего цилиндра. Следить за тем, чтобы
свободный конец шланга оставался погруженным
в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха
будет выходить в сосуд; - после того, как
истечение жидкости в сосуд прекратится, за-
вернуть клапан до отказа, а затем отпустить
педаль; - проверить наличие жидкости в пита-
тельном бачке главного цилиндра. Не допус-
кать во время прокачки снижения уровня жид-
кости в бачке более чем на 2/3 от нормально-
го (добавлять жидкость по мере надобности);
- повторять указанные выше операции прокачки
до тех пор, пока из шланга станет выходить
жидкость без пузырьков воздуха; - удерживая
педаль нажатой, завернуть перепускной клапан
рабочего цилиндра до отказа и снять с его
головки шланг; - надеть на головку клапана
резиновый колпачок; - долить жидкость в пи-
тательный бачок главного цилиндра до нор-
мального уровня. Нельзя доливать в питатель-
ный бачок жидкость, выпущенную при прокачке
системы, так как в ней содержится воздух.
Эту жидкость можно использовать только после
отстаивания в течение суток и фильтрации.
После прокачки необходимо проверить величину
полного хода наружного конца вилки (должна
быть не менее 14 мм при нажатии на педаль до
отказа). Меньшая величина полного хода не
обеспечивает полного выключения сцепления и
указывает на недостаточный полный ход педа-
ли, наличие воздуха в гидросистеме или на
перекрытие компенсационного отверстия глав-
ного цилиндра кромкой манжеты или закупорку
компенсационного отверстия в результате за-
сорения. Рабочей жидкостью в приводе выклю-
чения сцепления служит тормозная жидкость
БСК или смесь, состоящая по весу из 50% бу-
тилового или изоамилового спирта. Применение
жидкостей, состоящих из других компонентов,
-этиленгликоля, добавка масел минерального
происхождения, смешивание тормозных жидко-
стей с разными вязкими основами (например,
касторовое масло и глицерин) совершенно не-
допустимо.
 

1. Трубопровод.
2. Главный цилиндр.
3. Оттяжная пружина педали.
4. Педаль.
5. Шаровая опора вилки.
6. Вилка выключения.
7. Толкатель.
8. Защитный чехол.
9. Стопорное кольцо.
10. Корпус рабочего цилиндра.
11. Поршень рабочего цилиндра.
12. Уплотнительная манжета.
13. Пружина.
14. Клапан.
15. Проушина.
16. Контргайка.
17. Толкатель.
18. Чехол.
19. Стопорное кольцо.
20. Упорная шайба.
21. Корпус главного цилиндра.
22. Уплотнительная манжета.
23. Поршень главного цилиндра.
24. Пластинка.
25. Уплотнительная манжета.
26. Пружина.
27. Штуцер.
28. Бачок.
29. Фильтр.
30. Крышка.
А компенсационное отверстие.
Б - перепускное отверстие.

Hosted by uCoz