Рулевое управление

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-24 безо-
пасной конструкции; состоит из рулевого ме-
ханизма, рулевой колонки с противоугонным
устройством, эластичной соединительной муфты
и рулевых тяг. Рулевой механизм смонтирован
в литом алюминиевом картере 23 и установлен
с наружной стороны левого лонжерона подмо-
торной рамы. Рабочая пара механизма состоит
из червяка 18, напрессованного на конец вала
и вращающегося на двух конических роликовых
подшипниках 17, и трехгребневого ролика 19,
установленного в головке вала сошки 25.
Среднее передаточное число механизма 19,1.
Червяк рулевого механизма имеет на концах
конусные поверхности, заменяющие внутренние
кольца роликовых конических подшипников. На-
ружные кольца подшипников установлены в
гнездах картера. Задний подшипник упирается
в торец крышки картера. Наружное кольцо пе-
реднего подшипника имеет скользящую посадку
в гнезде картера, позволяющую производить
регулировку предварительного натяга подшип-
ников с помощью набора прокладок 16, уста-
навливаемых между торцом картера и крышкой
подшипника. Вал червяка при выходе из карте-
ра уплотняется резиновым сальником 22, рас-
положенным в задней крышке картера. Вал 25
сошки вращается на двух бронзовых втулках
24, запрессованных в горловину картера, и
роликовом радиальном подшипнике, установлен-
ном в гнезде верхней крышки картера. В го-
ловке вала сошки установлен на шариковых
подшипниках трехгребневой ролик 19, находя-
щийся в без- зазорном зацеплении с червяком
18. Верхний конец вала соединен с регулиро-
вочным винтом 34, которым осуществляется ре-
гулировка зацепления (перемещением вала сош-
ки и ролика относительно червяка). Положение
вала фиксируется колпачковой гайкой 37, сто-
порящей регулировочный винт. Между верхним
торцом вала и дном паза регулировочного вин-
та для исключения люфта вала устанавливается
шайба 35 (подбирается по толщине при сборке
механизма на заводе). Нижний конец вала, уп-
лотняемый резиновым сальником 28, имеет шли-
цевой конус для посадки сошки и резьбу для
ее крепления гайкой. Вал руля раздельный,
состоит из вала червяка и вала рулевой ко-
лонки, соединенных между собой эластичной
резиновой муфтой. Вал рулевой колонки труб-
чатый с посадочным конусом, шлицами и кре-
пежной резьбой на концах. Вращается на двух
шариковых подшипниках, установленных в тон-
костенной колонке 10. закрепленной на панели
приборов. Для исключения люфтов подшипники
постоянно поджимаются пружинами 6, действую-
щими через разрезные конусные втулки 5. На
верхнем конце вала установлено рулевое коле-
со 14. Между рулевой колонкой и ступицей ко-
леса установлен облицовочный колпак И, внут-
ри которого смонтирован механизм переключа-
теля указателей поворота. На нижнем конце
вала крепится фланец соединительной муфты.
Соединительная муфта состоит из резиновой
шайбы толщиной 12 мм, установленной между
металлическими фланцами 47, закрепленными на
концах вала червяка и вала рулевой колонки.
Муфта снижает травмоопасность при аварийном
столкновении автомобиля. Сила удара, переда-
ваемая от водителя через вал колонки на муф-
ту, при достижении определенной величины вы-
тягивает, а затем разрывает резиновую шайбу.
Валы при этом за счет скосов на фланцах 47
разводятся и рулевая колонка вместе с валом
и рулевым колесом перемещается вперед, сни-
жая сопротивление удару. Рулевая трапеция
состоит из трех тяг, двух рычагов, закреп-
ленных на поворотных кулаках, сошки и маят-
никового рычага. Поперечная рулевая тяга 65
через шарниры левым концом соединена с сош-
кой 31 руля, правым - с маятниковым рычагом
73. Боковые тяги 64 состоят из стержней и
наконечников с головками шарниров на конце,
соединенных между собой регулировочными
резьбовыми трубками 61, стягиваемыми хомута-
ми 62. Изменением длины боковых тяг произво-
дится регулировка схождения колес. Размеры и
положение деталей рулевой трапеции подобраны
так, что обеспечивают правильное соотношение
углов поворота колес. При повороте внутрен-
него колеса на 20' угол поворота наружного
колеса равен 17'20'. Максимальный угол пово-
рота внутреннего колеса 41-43 ограничивает-
ся упорами на сошке. Все шарниры рулевых тяг
самоподтягивающиеся разборные; состоят из
пальца 52 с полусферической головкой, уста-
новленного в цилиндрический корпус 55 со
сферической опорной поверхностью. Головка
пальца поджимается к сфере е корпусе через
опорную пяту 56 пружиной 57, опирающейся на
резьбовую заглушку 58. Шарниры запрессовыва-
ются в головки рулевых тяг до упора в буртик
корпуса. Сверху шарнир боковых тяг надежно
защищен от попадания грязи резиновым гофри-
рованным уплотнителем 54, напрессованным на
буртик головки тяги. Шарниры, соединяющие
сошку и маятниковый рычаг, снабжены резино-
выми колпаками 75, прижимаемыми к торцу ры-
чага и наружной сферической поверхности кор-
пуса шарнира. Шарниры допускают качание ша-
рового пальца на угол 20' в ту и другую сто-
роны вдоль тяги и неограниченный поворот во-
круг оси пальца. При появлении люфтов шарнир
допускает подтяжку резьбовой заглушки. При
этом нужно расшплинто- вать заглушку, от-
верткой завернуть ее до отказа, а затем от-
вернуть на один оборот для крайних шарниров
и 0,5 оборота для средних шарниров, а затем
еще отвернуть до совпадения паза в заглушке
с отверстием в корпусе и зашплинтовать. Ма-
ятниковый рычаг 73 вращается на оси 67, за-
прессованной в его заднюю головку. Ось опи-
рается на две ме- таллокерамические втулки
70, установленные через резиновые втулки 71
в горловину литого алюминиевого корпуса, за-
крепленного на наружной стороне правого лон-
жерона рамы. Резиновые втулки туго посажены
в корпус и обеспечивают правильную посадку и
положение металлоке- рамических втулок, од-
новременно обеспечивая надежное уплотнение.
В переднюю головку маятникового рычага за-
прессован шаровой шарнир, унифицированный с
другими шарнирами рулевой трапеции (по боль-
шинству деталей). От- ли-шем шарнира маятни-
кового рычага является полиэтиленовый су-
харь, устанавливаемый между торцом по- лу-
сферической головки пальца и опорной пятой
для ограничения качания шарнира. Шарниры ру-
левых тяг заполняются при сборке на заводе
консистентной смазкой ВНИИ НП-242. При ис-
правных уплотнителях шарниры могут эксплуа-
тироваться без пополнения смазки 60-80 тыс.
км пробега. Для пополнения в эксплуатации
шарниров смазкой можно использовать также
смазку ЦИАТИМ-201. Ось маятникового рычага
смазывается по мере надобности (при появле-
нии скрипов или тугого вращения) графитовой
смазкой УСА (ГОСТ 3333-55), которую нужно
нанести тонким слоем на поверхности втулок и
оси, а также заполнить полость между втулка-
ми внутри корпуса.
 

1. Рычаг переключения указателей поворота.
2. Переключатель указателей поворота.
3. Вал рулевого управления.
4. Подшипник вала.
5. Разжимная втулка.
6. Пружина.
7. Втулка сбрасывателя переключателя указателей поворота.
8. Гайка.
9. Кнопка сигнала.
10. Колонка.
11. Нижний колпак.
12. Верхний колпак.
13. Крышка.
14. Рулевое колесо.
15. Передняя крышка картера.
16. Регулировочные прокладки.
17. Подшипник червяка.
18. Червяк.
19. Ролик.
20. Подшипник ролика.
21. Ось ролика.
22. Сальниковое уплотнение.
23. Картер.
24. Верхняя втулка.
25. Вал сошки.
26. Распорная втулка.
27. Нижняя втулка.
28. Сальниковое уплотнение.
29. Пружинная шайба.
30. Гайка.
31. Сошка.
32. Прокладка.
33. Верхняя крышка картера.
34. Регулировочный винт.
35. Регулировочная шайба.
36. Стопорная шайба.
37. Контргайка.
38. Муфта.
39. Подкладка.
40. Пленка.
41. Провод сигнала.
42. Шайба.
43. Втулка.
44. Отражатель.
45. Пружина.
46. Пробка.
47. Фланец.
48. Палец.
49. Гайка.
50. Штифт.
51. Гайка.
52. Шаровой палец.
53. Распорная втулка.
54. Уплотнитель.
55. Корпус шарнира.
56. Опорная пята.
57. Дружина.
58. Заглушка.
59. Поворотный кулак.
60. Поворотный рычаг.
61. Регулировочная трубка.
62. Стяжной хомут.
63. Шкворень.
64. Тяга.
65. Тяга сошки.
66. Наконечник рулевой тяги.
67. Палец.
68. Гайка.
69. Шайба.
70. Металлокерамическая втулка.
71. Уплотнительная втулка.
72. Кронштейн маятникового рычага.
73. Маятниковый рычаг.
74. Сухарь.
75. Уплотнительный колпак.
76. Противоугонное устройство.

Hosted by uCoz