Система смазки

Система смазки двигателя комбинированная:
под давлением и разбрызгиванием. Маслом под
давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники коленчатого вала. подшипники рас-
пределительного вала, упорные подшипники ко-
ленчатого и распределительного валов, втулки
коромысел и верхние наконечники штанг толка-
телей. Остальные детали смазываются разбрыз-
гиванием маслом. В систему смазки входят
маслоприемники, масляный насос (установлен
внутри масляного картера) с редукционным
клапаном, масляные каналы, фильтры очистки
масла с перепускным клапаном, масляный кар-
тер, измеритель уровня масла, маслоналивной
патрубок с крышкой-фильтром вентиляции кар-
тера и масляный радиатор (установлен перед
радиатором охлаждающей жидкости) с ограничи-
тельным клапаном и запорным краном. Масло,
забираемое насосом из масляного картера, по-
ступает через маслоприемник 19 по каналам в
корпусе насоса и наружной трубке в корпус
масляного фильтра. Далее, пройдя через
фильтрующий элемент, масло направляется в
полость второй перегородки блока цилиндров,
откуда по сверленному каналу - в продольный
масляный канал 12. Из продольного канала
масло по наклонным каналам 27 и 26 и каналу
25 в перегородке блока подается на коренные
подшипники коленчатого из пятой опоры рас-
пределительного вала и в полость блока между
валом и заглушкой, отводится в картер через
отверстие 15 в шейке вала. На шатунные шейки
масло поступает по каналам 24 в шейках и ка-
налу 29 в шейке коленчатого вала. В ось ко-
ромысел масло подводится от задней опоры
распределительного вала, имеющего посередине
кольцевую канавку 13, которая сообщается че-
рез каналы 6, 5 и 4 в блоке, головке цилинд-
ров и в четвертой стойке оси коромысел с
осью коромысел. Через отверстия 2 в оси ко-
ромысел масло поступает на втулки коромысел
и далее по каналам 9, 8 и 10 в коромыслах и
регулировочных винтах на верхние наконечники
штанг толкателей. К шестерням привода рас-
пределительного вала масло подводится по
трубке 23, периодически сообщающейся с мас-
ляным каналом в блоке через канавки 21 на
шейке первого подшипника распределительного
вала. Из выходного отверстия т1зубки, имею-
щей малый диаметр, в момент, когда она сооб-
щается с масляным каналом, выбрасывается
струя масла, направленная на шестерни. Через
канал в шейке первого подшипника распредели-
тельного вала масло из тех же канавок шейки
поступает и на упорный фланец распредели-
тельного вала. Шестерня привода масляного
насоса и распределителя зажигания смазывает-
ся струей масла, выбрасываемой из канала 16
в блоке, соединенного с четвертой опорой
распределительного вала, также имеющей коль-
цевую канавку. Стенки цилиндров смазываются
брызгами масла от струи, выбрасываемой из
отверстия 28 в нижней головке шатуна при
совпадении этого отверстия с каналом 29 в
шейке коленчатого вала. Все остальные детали
(стержень клапана, торец клапана, ось приво-
да масляного насоса и распределителя зажига-
ния, кулачки распределительного вала) смазы-
ваются маслом. вытекающим из зазоров в под-
шипниках и разбрызгиванием движущимися дета-
лями двигателя. Подшипники водяного насоса
смазываются через отдельную масленку, уста-
новленную на его корпусе. В систему включен
масляный радиатор 22. Масло в него поступает
через штуцер, который крепит наружную трубку
к блоку, предохранительный клапан и кран по
резиновому шлангу. Охлажденное масло также
по резиновому шлангу отводится в нижнюю
часть крышки распределительных шестерен, от-
куда сливается в картер. На месте входа в
крышку имеется перегородка, препятствующая
излишнему раз- брызгиванию масла. Емкость
системы смазки 6 л. Масло заливается в кар-
тер через патрубок (расположен на крыше ко-
ромысел) с крышкой-фильтром 1 для вентиляций
картера. Уровень масла контролируется по
меткам "П" и "О" на стержне указателя уров-
ня. Уровень масла следует поддерживать вбли-
зи метки "П", не превышая ее. Повышение
уровня выше метки "П" нежелательно, так как
кривошипные головки шатунов будут задевать
за поверхность масла, вызывая образование в
картере чрезмерного масляного тумана. Это
вызывает забрызгивание свечей, интенсивное
образование нагара на днищах поршней и стен-
ках камеры сгорания, закоксовывание колец,
дымление двигателя и повышенный расход мас-
ла. Понижение уровня масла ниже метки "О"
опасно, так как при этом прекращается подача
масла в систему и возможно выплавление под-
шипников. Необходимо иметь в виду, что для
перетекания заливаемого при заправке масла
из-под крышки коромысел в картер или для
отекания масла, обильно разбрызганного во
время работы на стенки, требуется-некоторое
время. Поэтому уровень масла следует прове-
рять через несколько минут после заливки или
остановки двигателя. После замены масла нуж-
но пустить двигатель и дать ему поработать
несколько минут. Спустя некоторое время про-
веряют уровень масла как указано выше. Сли-
вать масло для замены нужно только на горя-
чем двигателе. В этом случае масло имеет
меньшую вязкость и хорошо стекает. При смене
масла следует также слить отстой из масляно-
го фильтра и сменить фильтрующий элемент.
Рекомендуется промывать и систему через одну
смену масла. Для этого после слива масла из
горячего двигателя в картер заливают промы-
вочное масло ВНИИНП-ФД, пускают двигатель и
дают ему поработать с малой частотой вра-
щения 10 минут. Затем сливают промывочное
масло, заменяют фильтрующий элемент и зали-
вают свежее масло согласно карте смазки.
Давление в системе смазки при средних скоро-
стях движения автомобиля (примерно 50 км/ч)
и выключенном масляном радиаторе должно быть
2-4 кгс/см''. Оно может повыситься на непро-
гретом двигателе до 4,5 кгс/см' и упасть в
жаркую погоду до 1,5 кгс/см'. Уменьшение
давления масла при средней частоте вращения
ниже 1 кгс/см'' и при малой частоте вращения
холостого хода ниже 0,5 кгс/см'' свидетель-
ствует о неисправностях в системе смазки или
о чрезмерном износе подшипников коленчатого
и распределительного валов. Дальнейшая экс-
плуатация двигателя в этих условиях должна
быть прекращена. Давление масла определяется
указателем на щитке приборов, датчик которо-
го ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме
этого. система снабжена сигнальной лампой
аварийного давления масла, датчик которого
ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели прибо-
ров, светится красным светом при понижении
давления в системе ниже 0,4-0,9 кгс/см'.
Эксплуатировать автомобиль со светящейся
лампой аварийного давления масла нельзя. До-
пустимо лишь кратковременное свечение лампы
при малой частоте вращения холостого хода.
Если система исправна, то при некотором по-
вышении частоты вращения лампа гаснет. Неко-
торые неисправности системы смазки. Повышен-
ное давление масла. Причиной является за-
сорение и заедание плунжера редукционного
клапана в закрытом положении. Для устранения
этой неисправности надо снять масляный кар-
тер, удалить удерживающий пружину шплинт,
удалить шайбу и шплинт и, пользуясь деревян-
ной палочкой, вытащить плунжер. Промыть де-
тали, вычистить гнездо в крышке насоса и по-
ставить все детали на место. Пониженное дав-
ление масла при низкой и средней частотах
вращения коленчатого вала двигателя. Причи-
ной этой неисправности может быть засорение
и заедание плунжера редукционного клапана в
открытом положении, устраняется чисткой
гнезда клапана. Пониженное давление масла
при всех частотах вращения коленчатого вала
двигателя. Причин может быть несколько. Мо-
жет быть неисправен датчик или указатель
давления масла. Определяется неисправность
контролем давления манометром, подключаемым
на место датчика давления. Неисправные при-
боры заменить. Причиной также может быть пе-
регрев двигателя. При изношенных подшипниках
коленчатого вала и распределительного вала
давление также будет низким. В этом случае
следует заменить изношенные детали. Пружина
редукционного клапана во время работы двига-
теля постоянно вибрирует. Это вызывает ее
износ и падение давления масла. В этом слу-
чае следует пружину заменить новой. Причиной
падения давления масла может служить износ
торцов шестерен масляного насоса. Устраняет-
ся заменой прокладки между крышкой насоса и
его корпусом на более тонкую. При сборке
следует проверить легкость вращения шестерен
насоса. Повышенный расход масла. Причиной
может быть износ поршневых колец. Их надо
заменить. Расход также повышается при неис-
правных, изношенных сальниках, не- плотно-
стях соединений. Эта неисправность обнаружи-
вается внешним осмотром двигателя и состоя-
нием пола после ночной стоянки - по наличию
на полу свежих масляных пятен. При износе
направляющих втулок и стержней клапанов,
разрушении маслоотражательного колпачка на
впускных клапанах также увеличивается расход
масла. Устраняется заменой изношенных и раз-
рушенных деталей. При засорении вытяжной
трубы и фильтра вентиляции картера давление
в картере увеличивается. Это вызывает выдав-
ливанием масла через сальники и неплотности
соединений, а также повышенный расход масла
через кольца. Устраняется прочисткой и про-
мывкой вытяжной трубы и промывкой фильтра.
 

1. Фильтр вентиляции картера - крышка маслоналивной горловины.
2. Отверстие для подвода масла к коромыслу.
3. Отверстие для смазки.
4. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров.
5. Горизонтальный канал в блоке и головке цилиндров.
6. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров.
7. Маслоотражательный колпачок.
8. Поперечное сверление в регулировочном винте.
9. Канал в коромысле для подвода масла к регулировочному винту.
10. Канал в регулировочном винте.
11. Маслосьемное поршневое кольцо.
12. Продольный масляный канал.
13. Канавки на шейках распределительного вала
14. Распределительный вал.
15. Отверстие для слива.
16. Каналы для подвода масла к шестерням.
17. Заглушки.
18. Сливная пробка масляного картера.
19. Маслоприемник.
20. Сливная пробка масляного фильтра.
21. Канавки на шейке распределительного вала.
22. Масляный радиатор.
23. Трубка подвода масла на шестерни распределительного вала.
24. Канал в коленчатом вале для подвода масла к шатунной шейке.
25. Канал коренного подшипника коленчатого вала.
26. Канал для подвода масла к шейкам распределительного вала.
27. Канал для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала.
28. Канал в шатуне для смазки зеркала цилиндра.
29. Канал в шатунной шейке коленчатого вала.
30. Полость в шатунной шейке коленчатого вала.
31. Пробка крана масляного радиатора.
32. Корпус крана масляного радиатора.
33. Корпус предохранительного клапана масляного радиатора.
34. Клапан.
35. Пружина клапана.
36. Колпак клапана.

Hosted by uCoz