Коробка передач

На автомобиле установлена механическая
трехходовая четырехступенчатая коробка пере-
дач. Коробка передач обеспечивает: - получе-
ние различных тяговых усилий на ведущих ко-
лесах за счет изменения крутящего момента,
передаваемого от двигателя на карданную пе-
редачу; - возможность движения автомобиля
задним ходом; - возможность отсоединения на
длительное время двигателя от силовой пере-
дачи автомобиля. Устройство и работа коробки
передач. Коробка передач выполнена по двух-
вальной схеме. Картер коробки передач 44
крепится к картеру сцепления шестью шпилька-
ми. С правой стороны картера коробки передач
имеется отверстие (закрыто конической резь-
бовой пробкой) для заливки и контроля уровня
масла в коробке передач; такое же отверстие
с пробкой расположено в нижней части картера
(служит для слива масла). Первичный вал 1
вращается в двух шариковых подшипниках; пе-
редний расположен в гнезде задней шейки ко-
ленчатого вала двигателя, задний 5 - в стен-
ке картера коробки передач. В передней части
первичного вала имеются шлицы, с помощью ко-
торых первичный вал соединен со ступицей ве-
домого диска сцепления. За одно целое с зад-
ней частью первичного вала выполнена ко- со-
зубая шестерня, которая постоянно соединена
с шестерней на промежуточном валу, а также
прямозубый венец и конус синхронизатора.
Крышка 2 подшипника первичного вала центри-
рована по наружному кольцу и привернута к
переднему торцу картера коробки передач че-
тырьмя болтами. По ее наружному буртику ко-
ротка передач центрируется с картером сцеп-
ления. Промежуточный вал 40 вращается на
трех рядах игольчатых подшипников 39. Ось 41
вала от проворачивания удерживается лысками
на заднем конце. Для того чтобы при монтаже
лыски точно попали в паз на фланце удлините-
ля, риска на переднем конце оси 41 должна
быть расположена горизонтально. При передаче
крутящего момента косозу6ы- ми шестернями
возникают осевые силы, для восприятия кото-
рых с обеих сторон промежуточного вала име-
ются упорные бронзовые шайбы; осевые силы,
действующие на первичный и вторичный валы,
воспринимаются шарикоподшипниками этих ва-
лов. Косозубые шестерни первой 18, второй 14
и третьей 13 передач, свободно вращающиеся
на вторичном валу, находятся в постоянном
зацеплении с венцами промежуточного вала.
Шестерни на заводе подбирают и комплектуют
парами так, чтобы обеспечивался минимальный
шум при работе шестерен. На шлицы вторичного
вала 33 напрессованы ступицы 16 и 10 с на-
ружными зубьями, по которым перемещаются в
осевом направлении муфты 15 и 9. При включе-
нии передач переднего хода внутренние зубы
муфты входят в зацепление с прямыми зубьями
соответствующей шестерни, и шестерня оказы-
вается жестко (через ступицу) соединенной с
вторичным валом. В проточке вторичного вала
устанавливается шлица- ванная упорная шайба
17 таким образом, что ее шлицы располагаются
против шлицев вторичного вала, благодаря че-
му осевое перемещение шайбы становится не-
возможным. Повороту шайбы и выходу ее шлицев
во впадины шлицев вторичного вала препятст-
вует штифт с пружинкой, расположенной во
впадине шлица вторичного вала. На заднем
конце вторичного вала имеются эвольвентные
шлицы. По ним центрируется шлицованная
скользящая вилка кардана, пареная поверх-
ность которой входит в отверстие сталебабби-
тового подшипника скольжения, являющегося
задней опорой ведомого вала. Передней опорой
служит роликовый подшипник 6 (14 роликов), а
сроднен опорой - шариковый подшипник 21,
расположенный в удлинителе. Его осевое пере-
мещение, а следовательно, и перемещение все-
го вторичного вала ограничивается вправо
упорным буртом удлинителя, а влево - стопор-
ным кольцом 20, расположенным одновременно в
канавке на шарикоподшипнике и в канавке на
удлинителе. В средней части удлинителя рас-
положен сапун, предотвращающий повышение
давления внутри коробки передач при работе,
а в задней части установлены два резиновых
сальника 37. Для разгрузки сальников на по-
верхности сталебаббитовой втулки имеется
винтовая канавка, отводящая масло от сальни-
ков. В нижней части удлинителя имеется за-
крываемое конической резьбовой пробкой 38
отверстие, через которое производится вы-
прессовка оси блока шестерен. Удлинитель 34
и фланец удлинителя 36 соединяются между со-
бой через упругую соединительную муфту 35,
служащую для снижения шума внутри автомоби-
ля. Промежуточная прямозубая шестерня 43
заднего хода располагается на оси 42, кото-
рая удерживается от осевого перемещения и
проворачивания штифтом, расположенным в спе-
циальной канавке на фланце удлинителя. Вклю-
чение передачи заднего хода осуществляется
путем введения промежуточной шестерни задне-
го хода в зацепление одновременно с прямозу-
бым венцом промежуточного вала и зубчатым
венцом на муфте-шестерне включения первой-
второй передач. Механизм переключения пере-
дач. Механизм переключения передач смонтиро-
ван в верхней крышке 32. переключение пере-
дач производится с помощью рычага Нижний ко-
нец рычага входит в паз одной из трех голо-
вок, соединенных со штоками стопорными бол-
тами. На этих же штоках расположены три вил-
ки включения передач. На штоках имеются лун-
ки, в которые заходят поджимаемые пружинками
27 фиксирующие шарики 28. Для предотвращения
одновременного включения двух передач меха-
низм переключения снабжен блокировочным уст-
ройством, состоящим из двух стопорных плун-
жеров 30 и стопорного пальца 31. При переме-
щении среднего штока плунжеры выходят из его
углублений, но входят в углубления на край-
них штоках и запирают их. Если перемещается
один из крайних штоков, то плунжер выходит
из его углубления, перемещая палец 31 и вто-
рой плунжер в углубление на другом крайнем
штоке. При перемещении штока заднего хода
наконечник включателя 29 света заднего хода
выдавливается из лунки на штоке и замыкает
контакты включателя, тем самым зажигая фона-
ри заднего хода. Пружины 46 и предохранители
45, воздействуя на рычаг переключения пере-
дач, устанавливают его таким образом, что в
нейтральном положении нижний конец распола-
гается в головке включения третьей и четвер-
той передач. От перемещения вверх рычаг
удерживается цилиндрической пружиной 49. В
сфере рычага имеются два вертикальных паза,
в которые входят концы запрессованных в гор-
ловину штифтов 47. Это исключает поворот ры-
чага вокруг вертикальной оси. Верхняя и ниж-
няя части рычага соединяются через демпфи-
рующее устройство, обеспечивающее гашение
вибрации иболее мягкое включение передач. В
процессе эксплуатации каких-либо регулировок
в коробке передач не требуется. При сборке
подбором и постановкой стопорного кольца 7
требуемой толщины (1,7 -0,12 или 2+0.04 (2-
0,12) мм) для шестерни третьей передачи и
подбором и постановкойлегулировочной шайбы
19 требуемой толщины (1,6-0,06 или 1,8-0,06
мм) для шестерни первой передачи оёеспечива-
ет осевые зазоры этих шестерен в пределах
0,15-0,35 мм. Осевые зазоры шестерни второй
передачи 0,15-0,35 мм и промежуточного вала
0,05-0,31 мм обеспечиваются в заданных пре-
делах конструктивно и не требуют регули-
ровок. Иглы роликовых подшипников промежу-
точного вала и переднего конца вторичного
вала устанавливаются с разноразмерностью не
более 0,005 мм. Муфты включения подбирают со
ступицами в комплект, обеспечивая боковой
зазор в шлицах 0,01-0,05 мм и легкое осевое
перемещение деталей. Уход за коробкой пере-
дач. В процессе эксплуатации следует по мере
необходимости производить подтяжку крепления
коробки передач к картеру сцепления и удли-
нителя к коробке передач, а также очистку
сапуна. По мере надобности (появление скрипа
или затрудненного передвижения рычага пере-
ключения передач) производить смазку шаровой
опоры рычага, нижнего конца и сферической
шайбы тонким слоем смазки 1-13 (ГОСТ 1631-
615 или другой консистентной смазки. Через
12-12,5 тыс. км пробега необходимо проверять
уровень смазки в коробке передач. Нормальный
уровень должен быть по нижнюю кромку масло-
наливного отверстия. Через 24-25 тыс. км
пробега производить смену масла в коробке
передач. Для смазки коробки передач применя-
ется масло трансмиссионное ТАП-15В (1? 38-
101176-71) или ТАД TV 38-101306-72). Замени-
тель - масло' Тсп-14 *РТУ 38-1Г-3-68).
 

1. Первичный вал.
2. Крышка подшипника первичного вала.
3. Муфта подшипника выключения сцепления.
4. Защитное поролоновое кольцо.
5. Задний подшипник первичного вала.
6. Роликовый подшипник вторичного вала.
7. Стопорное кольцо.
8. Сухарь синхронизатора.
9. Муфта включения третьей и четвертой передач.
10. Ступица муфты.
11. Пружинное кольцо синхронизатора.
12. Блокирующее кольцо.
13. Шестерня третьей передачи.
14. Шестерня второй передачи.
15. Муфта включения первой и второй передач.
16. Ступица муфты.
17. Упорная шайба.
18. Шестерня первой передачи.
19. Регулировочная шайба.
20. Стопорное кольцо.
21. Шарикоподшипник вторичного вала.
22. Ведущая шестерня привода спидометра.
23. Вилка включения третьей и четвертой передач.
24. Шток.
25. Вилка включения заднего хода.
26. Пробка.
27. Пружина фиксатора.
28. Шарик фиксатора.
29. Включатель света заднего хода.
30. Стопорный плунжер.
31. Палец.
32. Крышка коробки передач.
33. Вторичный вал.
34. Удлинитель.
35. Соединительная муфта.
36. Фланец удлинителя.
37. Сальник.
38. Пробка.
39. Игольчатый подшипник.
40. Промежуточный вал.
41. Ось промежуточного вала.
42. Ось промежуточной шестерни заднего хода.
43. Промежуточная шестерня заднего хода.
44. Картер коробки передач.
45. Предохранитель
46. Пружина
47. Штифт
48. Колпак
49. Пружина
50. Седло.
51. Уплотнитель.
52. Рычаг переключения.

Hosted by uCoz