Приборы системы смазки

Приборы системы смазки. Масляный картер
штампован из листовой стали. Он прикреплен к
блоку цилиндров шпильками. Разъем картера
уплотнен пробковой прокладкой, обклеенной с
обеих сторон тонким картоном. Внутри картера
в передней части к нему приварена горизон-
тальная перегородка, препятствующая распле-
скиванию масла при резком торможении. В
средней, глубокой, части картера имеется
сливная пробка. Маслоприемник состоит из
корпуса, сетки и приемной трубки. Корпус 24
маслоприемника припаян твердым припоем к
приемной трубке. Ьерхняя часть трубки закан-
чивается фланцем, при помощи которого она
крепится на паро- нитовой прокладке к корпу-
су насоса. Внутри корпуса мас- лоприемника
установлена сетка 22, удерживаемая пружиной
21. Сетка своей кромкой упирается в ребра на
корпусе, образуя щель между корпусом и сет-
кой. При засорении сетки масло продолжает
поступать через эту щель. Масляный насос
шестеренчатого типа установлен внутри масля-
ного картера. Насос прикреплен двумя шпиль-
ками к наклонным площадкам на третьей и чет-
вертой перегородках блока цилиндров. Корпус
насоса отлит из алюминиевого сплава. В при-
ливе корпуса размещен масляный канал, через
который масло подается в систему двигателя.
Этот прилив одновременно служит одной из то-
чек крепления насоса. Точность установки на-
соса обеспечивается двумя штифтами-втулками*
запрессованными в блок цилиндра. Рабочие
шестерни 31 и 52 имеют прямые зубья. Ведущая
шестерня 31 изготовлена из стали и закрепле-
на на валике штифтом. На верхнем конце вали-
ка сделано шестигранное отвелстие, в которое
входит вал привода масляного насоса. Ведомая
шестерня 32металлокерамическая. Она свободно
вращается на оси, запрессованной в корпус
насоса. Крышка 36 насоса изготовлена из се-
рого чугуна и крепится к насосу четырьмя
болтами. Под крышку поставлена картонная
прокладка толщиной 0,3 мм. Производитель-
ность масляного насоса значительно выше, чем
это требуется для двигателя. Такой запас
производительности необходим для обеспечения
соответствующего давления масла в системе на
любом режиме работы двигателя. Лишнее масло
при этом поступает из нагнеталь- ной полости
насоса черезледукционный* клапан обратно во
всасывающую полость. ГГри увеличении расхода
масла через подшипники (если двигатель изна-
шивается) в системе также поддерживается не-
обходимое давление, но через редукционный
клапан обратно в приемную полость насоса
проходит меньшее количество масла. Редукци-
онный клапан плунжерного типа расположен в
крышке масляного насоса. На торец плунжера
34 действует давление масла, под влиянием
которого плунжер, преодолевая усилие пружины
33, перемещается в сторону. При достижении
определенного давления плунжер открывает от-
верстие сливного канала.* пропуская излишнее
масло в приемную полость насоса. Г1ри даль-
нейшем увеличении количества масла, нагне-
таемого насосом в результате роста частоты
вращения коленчатого вала, плунжер еще боль-
ше открывает отверстие сливного канала, и в
приемную полость насоса пропускается большее
количество масла. Прукина редукционного кла-
пана опирается на направляющий колпачок и
крепится шплинтом, пропущенным через отвер-
стия в приливе на крышке насоса. Редукцион-
ный клапан регулируют на заводе. Достигается
это соответствующей тарировкой пружины, для
сжатия пружины до длины 40 мм необходимо
усилие в пределах 4.35- 4.85 кгс. В эксплуа-
тации не допускается изменять каким- либо
способом регулировку редукционного клапана.
Привод масляного насоса и распределителя за-
жигания осуществляется от распределительного
вала парой винтовых шестерен. Ведущая шес-
терня выполнена как одно целое с распредели-
тельным валом. Ведомая шестерня стальная,
цианированная, закреплена штифтом на валике,
вращающемся в чугуном корпусе. В нижний ко-
нец корпуса запрессована бронзовая втулка.
Верхний конец валика снабжен втулкой, имею-
щей прорезь (смещена на 1,15 мм) для муфты
привода распределителя зажигания. Втулка на
валике закреплена штифтом. С нижним концом
валика шарнирно соединен шестигранный валик,
нижний конец которого входит в шестигранное
отверстие валика масляного насоса. Между
торцом шестерни и бронзовой втулкой постав-
лена тонкая стальная каленая шайба; на торце
бронзовой втулки для смазки профрезерована
диаметрально расположенная канавка. Валик в
корпусе привода смазывается маслом, разбрыз-
гиваемым движущимися деталями двигателя. Это
масло, стекающее по стенкам блока, попадает
в прорезь (ловушку) на нижнем конце корпуса
привода и далее через отверстие - на поверх-
ность валика. В отверстии для валика в кор-
пусе привода нарезана винтовая канавка, бла-
годаря которой масло при вращении валика
поднимается кверху и равномерно распределя-
ется по всей его длине. Лишнее масло из
верхней полости корпуса привода отводится
обратно в картер по сливному отверстию в
корпусе. Корпус привода масляного насоса и
распределителя зажигания прикреплен к блоку
цилиндров двумя шпильками. Между корпусом
привода и блоком цилиндра поставлена парони-
товая прокладка. В верхней части корпуса
привода выполнены гнездо для установки рас-
пределителя и прилив с резьбовым отверстием
для его крепления. Правильное положение рас-
пределителя зажигания на двигателе обеспечи-
вается такой установкой привода в блоке, при
которой в момент нахождения поршня первого
цилиндра в в.м.т. (такт сжатия) прорезь на
втулке привода располагается параллельно оси
двигателя на максимальном удалении от нее.
Фильтр очистки масла - полнопоточный с кар-
тонным фильтрующим элементом. Через фильтр
проходит все масло, нагнетаемое насосом в
систему. фильтр состоит из корпуса, крышки
9, центрального стержня 14 с перепускным
клапаном 26 и сменным фильтрующим элементом
13. Корпус фильтра изготовлен из алюми-
ниевого сплава и крепится к блоку цилиндров
через паро- нитовую прокладку четырьмя
шпильками. Центральный стержень ввернут на
тугой резьбе в корпус. Верхний конец стержня
имеет резьбу для гайки крепления крышки
фильтра. Снизу в корпус ввернута пробка для
слива отстоявшейся грязи. В верхней части
корпуса имеются две бобышки, первая - для
ввертывания датчика 15 давления масла, вто-
рая - для присоединения трубки подвода масла
к фильтру. Ниппеля трубки уплотнены проклад-
ками из мягкой меди. 6 бобышку в нижней час-
ти корпуса ввернут датчик 17 лампы аварийно-
го давления масла. Крышка фильтра изготовле-
на из алюминиевого сплава. Она крепится глу-
хой гайкой 10, навертываемой на выступающий
из крышки резьбовой конец центрального
стержня. В проточке крышки заложена резино-
вая уплотнительная прокладка 25. Гайка крыш-
ки уплотняется прокладкой из фибры. Цен-
тральный стержень фильтра полый. В верхней
его части расположен перепускной клапан, со-
стоящий из текстолитовой пластины 26, седла
клапана, пружины 27 и упора пружины. В
стержне просверлено пять рядов отверстий для
прохода масла; верхний ряд расположен над
клапаном и над фильтрующим элементом. При
нормальном состоянии элемента его сопротив-
ление невелико (около 0,1- 0,2 кгс/см'), и
все масло проходит через него, как показано
на схеме стрелками. Из фильтрующего элемента
очищенное масло проходит через отверстия во
внутрь стержня и далее в систему смазки. При
засорении элемента его сопротивление увели-
чивается. И когда давление достигает 0,7-0,9
кгс/см', перепускной клапан открывается и
начинает пропускать масло, минуя элемент,
как показано на рисунке. Фильтрующий элемент
представляет собой гофрированную ленту, из-
готовленную из простого картона и свернутую
в цилиндр. К торцам цилиндра приклеены ме-
таллические донышки с отверстиями посереди-
не. Внутренняя и наружная поверхности эле-
мента усилены перфорированными оболочками.
При установке в корпус торцы элемента снизу
и сверху уплотняются прокладками 12 из мас-
лоупорнои резины, плотно охватывающими цен-
тральный стержень. Уплотнение по торцам
обеспечивается пружиной 11 и опорной шайбой,
прижимающими элемент к торцу бобышки крышки.
Масляный радиатор 5 служит для дополнитель-
ного охлаждения масла при эксплуатации авто-
мобиля летом при движении на высоких скоро-
стях (более 100 км/ч); установлен перед ра-
диатором охлаждающей жидкости и включен в
систему при помощи резиновых шлангов через
запорный кран 20 и ограничительный клапан.
Ограничительный клапан, ввернутый в нижний
штуцер трубки подвода масла в фильтр, про-
пускает масло в радиатор только при достиже-
нии давления в системе 6,7- 0,9 кто/см*.
Ручка запорного крана может занимать два по-
ложения, вдоль шланга - кран открыт, поперек
шланга - кран закрыт. Масляный радиатор со-
стоит из остова, двух бачков и планок карка-
са. Латунные плоские трубки остова пропущены
через припаянные к ним охлаждающие пластины.
1(онцы трубок впаяны в днище бачков. К бач-
кам припаяны и приклепаны фланцы с припаян-
ными трубками для подвода и отвода масла.
Масляный радиатор крепится четырьмя болтами
к кронштейнам, приваренным к боковым щиткам
радиатора охлаждающей жидкости. Масло из ра-
диатора по резиновому шлангу сливается в
масляный картер через штуцер, ввернутый с
правой стороны в крышку распределительных
шестерен. Вентиляция картера. Вентиляция
картера - открытого типа, действует за счет
разрежения, создаваемого около конца вытяж-
ной трубы во время движения автомобиля. Че-
рез систему вентиляции из картера удаляются
прорвавшиеся через поршневые кольца отрабо-
тавшие газы, пары воды и конденсат паров
бензина, попадающий в картер при пуске дви-
гателя. Исправно действующая вентиляция кар-
тера намного увеличивает срок службы масла.
Уход за системой заключается в периодической
промывке фильтра в керосине и чистке вытяж-
ной трубы. После промывки следует фильтр
окунуть в масло, излишкам масла дать стечь.
 

1. Маслоприемник.
2. Слив масла из масляного радиатора.
3. Канал подвода масла в продольный канал.
4. Продольный масляный канал.
5. Масляный радиатор.
6. Аккумуляторная батарея.
7. Указатель давления масла.
8. Контрольная лампа аварийного давления масла.
9. Крышка масляного фильтра.
10. Гайка крепления крышки масляного фильтра.
11. Пружина фильтрующего элемента.
13. Фильтрующий элемент.
14. Стержень масляного фильтра.
15. Датчик давления масла.
16. Сливная пробка масляного фильтра.
17. Датчик контрольной лампы аварийного давления масла.
18. Канал подвода масла к подшипникам распределительного вала.
19. Полость во второй опоре коренного подшипника.
20. Кран масляного радиатора.
21. Пружина сетки маслоприемника.
22. Сетка маслоприемника.
23. Предохранительный клапан.
24. Корпус маслоприемника.
25. Прокладка крышки масляного фильтра.
26. Пластина перепускного клапана масляного фильтра.
27. Пружина перепускного клапана.
28. Шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания.
29. Приемный патрубок масляного насоса.
30. Крышка масляного насоса.
31. Ведущая шестерня масляного насоса.
32. Ведомая шестерня масляного насоса.
33. Пружина редукционного клапана.
34. Редукционный клапан.
35. Вытяжная трубка вентиляции картера.
36. Маслоотражатель крышки коробки толкателей.
37. Фильтр вентиляции картера - крышка маслоналивной горловины.

Hosted by uCoz