Сцепление

На автомобиле установлено сухое однодиско-
вое, постоянно замкнутое сцепление с пружин-
ной ступицей и гасителем крутильных колеба-
ний. Наружный диаметр ведомого диска 225 мм
(9). Сцепление автомобиля обеспечивает: -
передачу крутящего момента от двигателя на
карданный вал и ведущие колеса автомобиля; -
отсоединение на непродолжительное время дви-
гателя от силовой передачи автомобиля; -
плавное движение автомобиля при трогании с
места и при переключении передач; - предо-
хранение деталей трансмиссии и двигателя от
поломок за счет пробуксовывания при пере-
грузках. Устройство и работа сцепления. Ве-
дущими частями сцепления являются маховик и
ведущий диск сцепления в сборе (состоит из
кожуха, нажимного диска, рычагов выключения
сцепления и нажимных пружин). На боковых по-
верхностях кожуха 17, прикрепленного к махо-
вику шестью болтами, имеются три равномерно
расположенных прямоугольных окна, в которые
водят с минимальным зазором три обработанных
выступа нажимного диска 19. Такое соединение
обеспечивает передачу крутящего момента че-
рез кожух на нажимной диск; центрирование
нажимного диска относительно кожуха и воз-
можность осевого перемещения нажимного диска
при выключении сцепления. Между кожухом и
нажимным диском расположены девять пар на-
жимных пружин 8 и 9. Для предотвращения за-
едания пружины имеют разное направление на-
вивки. Нажимное усилие, создаваемое наружной
пружиной, - 24,5-27,5 кгс, внутренней -
30,5-33,5 кгс. Для предохранения нажимных
пружин от вредного влияния тепла, выделяюще-
гося при пробуксовке сцепления, между на-
жимным диском и пружинами установлены тепло-
изоли- рующие шайбы 10 из прессованного ас-
бокартона. Три стальных рычага 23 выключения
сцепления располагаются в прорезях направ-
ляющих выступов нажимного диска и с помощью
осей и игольчатых подшипников объединяются с
нажимным диском и опорными вилками На резь-
бовые хвостовики опорных вилок навернуты
сферические гайки 25, которые прижимаются к
сферическим поверхностям на кожухе кониче-
скими пружинами 24. Такое шарнирное соедине-
ние опорных вилок с кожухом обеспечивает
возможность некоторого качания опорных ви-
лок, необходимого для компенсации изменения
расстояния по радиусу между осями рычагов
при отводе нажимного диска. Сферические гай-
ки служат также для установки концов рычагов
выключения в одной плоскости. В противном
случае происходят перекос нажимного диска
при выключении сцепления, неполное выключе-
ние и неплавное включение сцепления. Для
предотвращения отвертывания сферические гай-
ки раскернены в прорези на хвостовиках опор-
ных вилок. Ведущий диск сцепления в сборе
статически балансируется путем высверливания
металла из бобышек нажимного диска. Допусти-
мый дисбаланс 25 гссм. Глубина сверления не
более 25 мм, включая конус сверла. Ведомый
диск сцепления передает вращение от дви-
гателя на первичный вал 30 коробки передач
за счет сил трения на поверхностях фрикцион-
ных накладок 18, зажатых усилием нажимных
пружин между поверхностями маховика и нажим-
ного диска. Фрикционные накладки 18 изготов-
лены из асбестовой тканой ленты с вплетенной
в нее медной или латунной проволокой. Каждая
из них имеет по 24 канавки, которые способ-
ствуют лучшему отводу тепла и очищению тру-
щихся поверхностей от продуктов износа. На-
кладки независимо одна от другой приклепаны
к восьми волнистым пружинным пластинам, ко-
торые, в свою очередь, приклепаны к стально-
му диску 20. По мере увеличения нажатия на
ведомый диск волнистые пластины постепенно
распрямляются, обеспечивая тем самым более
плавное включение сцепления, и при полном
включении практически принимают плоскую фор-
му. К диску 20 при помощи трех пальцев 21
приклепан второй диск. В обоих дисках имеет-
ся по шесть окон, расположенных друг против
друга. Между дисками располагается фланец
ступицы 11 ведомого диска, имеющий шесть
окон и три U-образных выреза, через которые
проходят пальцы. Цилиндрические демпферные
пружины 12 расположены одновременно в окнах
ступицы и обоих дисков и передают крутящий
момент от фрикционных накладок к ступице,
сжимаясь в зависимости от величины переда-
ваемого момента. Поворот фрикционных накла-
док относительно ступицы ограничен упором
пальцев 21 в края U-образных вырезов фланца
ступицы. Пружины демпфера способствуют мяг-
кому включению сцепления, а также понижают
частоту собственных колебаний силовой пере-
дачи, устраняя возможность появления резо-
нансных колебаний. Изменения крутящего мо-
мента, вызываемые крутильными колебаниями
коленчатого вала двигателя, заставляют диски
20 поворачиваться относительно ступицы в ту
или иную сторону, сжимая и разжимая демпфер-
ные пружины. Для уменьшения передачи этих
колебаний на трансмиссию служит гаситель,
состоящий из стальной фрикционной шайбы 13,
сидящей на лысках ступицы 11 и прижатой к
диску 20 с усилием 60 кгс пружиной 15, упи-
рающейся в отбортовку упора, зафиксированно-
го в канавке на ступице. Гашение колебаний
происходит вследствие трения между этими де-
талями при повороте диска относительно сту-
пицы. Для разборки гасителя необходимо нада-
вить на упор, слегка сжав пружину, повернуть
упор на 90' и снять со ступицы. Ведомый диск
в сборе балансируется статически путем уста-
новки балансировочных грузовиков в отверстия
диска 20. Допустимый дисбаланс не более 10
гссм. Биение поверхностей фракционных накла-
док относительно шлицевого отверстия ступицы
не более 1 мм. Выключение сцепления произво-
дится путем нажатия на концы рычагов выклю-
чения подшипника 26, насажен- ного на под-
вижную муфту 27. Для защиты рабочей поверх-
ности хвостовика крышки подшипника первично-
го вала 31 от попадания грязи на нее надеты
два поролоновых кольца 28. При сборке в под-
шипник и в муфту выключения сцепления закла-
дывается специальная смазка, не требующая
замены в течение всего срока эксплуатации.
Картер 6 сцепления отлит из алюминиевого
сплава. Он крепится к блоку двигателя на че-
тырех шпильках и двух болтах и центрируется
на двух установочных штифтах. Для обеспече-
ния необходимой соосности коробки передач с
коленчатым валом двигателя задний торец и
посадочное отверстие картера сцепления обра-
батываются в сборе с блоком двигателя, обес-
печивая биение заднего торца и посадочного
отверстия относительно оси коленчатого вала
не более 0,08 мм. В нижней части картера
сцепления имеется люк, закрытый штампованной
нижней частью картера сцепления. Через этот
люк производится демонтаж сцепления. Охлаж-
дение сильно нагревающихся в процессе работы
деталей и удаление продуктов износа осущест-
вляются путем засасывания воздуха через за-
борное окно 29.и выброса его через выходное
окно сбоку картера сцепления. В процессе
эксплуатации сцепление не требует каких- ли-
бо регулировок. Регулировку положения рыча-
гов выключения в одной плоскости производят
только на заводе или при ремонте сцепления.
В этом случае ведущий диск, собранный с ко-
жухом, приворачивают к маховику, установив
между нажимным диском и маховиком в трех
местах шайбы толщиной 8 мм. Вращая регулиро-
вочные сферические гайки опорных вилок, до-
биваются, чтобы размер от торца маховика до
конца каждого рычага был равен 48,5±0,25 мм.
При сборке сцепления устанавливают нажимные
пружины одной группы (отличаются друг от
друга по нагрузке 1,5 кгс). В процессе экс-
плуатации необходимо своевременно заменять
изношенные фрикционные накладки ведомого
диска сцепления, в связи с чем через 80-100
тыс. км пробега автомобиля в нормальных ус-
ловиях и через 40- 50 тыс. км пробега авто-
мобиля в тяжелых условиях (например, автомо-
биль-такси) необходимо проверить расстояние
между маховиком и нажимным диском при вклю-
ченном сцеплении. Если это расстояние менее
6 мм, то необходимо снять ведомый диск для
осмотра и замены фрикционных накладок. Для
проведения замеров необходимо установить ав-
томобиль на яму и снять нижнюю штампованную
часть картера сцепления.
 

1. Толкатель.
2. Защитный чехол.
3. Рабочий цилиндр привода.
4. Клапан.
5. Шланг.
6. Картер сцепления.
7. Маховик.
8. Наружная нажимная пружина.
9. Внутренняя нажимная пружина.
10. Теплоизоляционная шайба.
11. Ступица.
12. Пружина демпфера.
13. Фрикционная шайба.
14. Теплоизоляционная шайба.
15. Пружина гасителя.
16. Коленчатый вал.
17. Кожух сцепления.
18. Фрикционная накладка.
19. Нажимной диск.
20. Диск.
21. Палец.
22. Опорная вилка.
23. Рычаг выключения сцепления.
24. Коническая пружина.
25. Сферическая гайка.
26. Подшипник выключения сцепления.
27. Муфта подшипника.
28. Поролоновое кольцо.
29. Заборное окно.
30. Первичный вал коробки передач.
31. Крышка подшипника первичного вала.
32. Шаровая опора.
33. Вилка выключения сцепления.

Hosted by uCoz