Система охлаждения

Система охлаждения двигателя - жидкостная,
закрытая, с принудительной циркуляцией жид-
кости. Состоит из рубашки, окружающей цилин-
дры и головку цилиндров двигателя, насоса 18
центробежного типа, радиатора с жалюзи 5,
вентилятора 14, термостата 17, системы кла-
панов, помещенных в пробке 3. В систему ох-
лаждения включен также радиатор отопления
кузова. Система охлаждения заполнена жидко-
стью Тесал А-40, замерзающей при температуре
-40"С. емкость системы охлаждения 11,5 л.
Поддержание правильного теплового режима
оказывает решающее влияние на износ двигате-
ля и экономичность его работы. Температура
охлаждающей жидкости при наивыгоднейшем теп-
ловом режиме работы двигателя должна быть в
пределах 85-90'С. Указанная температура под-
держивается при помощи автоматически дейст-
вующего термостата и управляемых вручную жа-
люзи радиатора. Для контроля температуры ох-
лаждающей жидкости в комбинации приборов
имеется электрический указатель 25, *атчик
24 которого ввернут в рубашку головки цилин-
дров. «роме того, в комбинации приборов име-
ется красная сигнальная лампочка, загораю-
щаяся при повышении температуры жидкости до
104-110 градусов. Датчик ее ввернут в верх-
ний бачок радиатора. При загорании лампочки
следует немедленно устранить причину пере-
грева: перейти на более легкий режим движе-
ния (сбавить газ), усилить охлаждение, от-
крыв жалюзи. Насос нагнетает жидкость в рас-
пределительную трубу 19 из нержавеющей ста-
ли, установленную внутри головки цилиндров.
Через отверстия в трубе жидкость подводится
непосредственно к горячим местам головки (к
бобышкам выпускных клапанов и свечей) и ин-
тенсивно их охлаждает. Рубашка блока цилинд-
ров соединена с головкой через отверстие в
прокладке головки. Цилиноры охлаждаются тер-
моси- фонно. Нагревшаяся жидкость собирается
в рубашке головки цилиндров и поступает че-
рез полость кронштейна насоса в выпускной
патрубок 16. 5тсюда в зависимости от тем-
пературного состояния двигателя жидкость
термостатом направляется или в верхний бачок
9 радиатора (при прогретом двигателе), или
через постоянно открытое перепускное отвер-
стие в приемный патрубок насоса и обратно в
двигатель (при холодном двигателе). Термо-
стат запорного типа помещен в выпускном пат-
рубке, расположенном на кронштейне насоса. В
термостате имеется клапан. При температуре
жидкости ниже 76-82'С клапан термостата за-
крыт, и жидкость из полости выпускного пат-
рубка через постоянно открытое отверстие
диаметром 9 мм направляется в приемную по-
лость насоса, минуя При повышении температу-
ры жидкости более 76-82"С клапан термостата
начинает открываться, и часть горячей жидко-
сти через выпускной патрубок направляется в
радиатор. При температуре жидкости 88-97"С
клапан открыт полностью, и жидкость свободно
проходит в радиатор. Корпус клапана в верх-
ней части уплотнен резиновой прокладкой. На
кромке клапана имеется небольшая канавка.
При заливке жидкости в систему охлаждения
через эту канавку из рубашки двигателя уда-
ляется воздух. Этим предотвращается образо-
вание воздушной пробки. Прогревать двигатель
следует при закрытых жалюзи и закрытом люке
воздухопритока, так как радиатор отопления
кузова присоединен к системе охлаждения дви-
гателя, минуя термостат. Прогрев делать при
умеренной частоте вращения в течение 2-j
мин. Жалюзи следует открывать только при
достижении 90 градусов. В зимнее время ре-
комендуется на переднюю часть автомобиля на-
деть теплый капот. Ни в коем случае нельзя в
зимнее время снимать термостат. Двигатель
без термостата прогревается очень долго и
работает при низкой температуре. Вследствие
этого ускоряется износ двигателя и увеличи-
вается расход бензина, а также происходит
интенсивное отложение смолистых веществ на
внутренних стенках двигателя. Насос - цен-
тробежного типа. Корпус насоса состоит из
двух частей: отлитого из алюминиевого сплава
кронштейна, прикрепленного к головке цилинд-
ров, и отлитого из чугуна корпуса, в котором
установлены шариковые подшипники валика на-
соса. На валике насоса с внутренней стороны
установлена крыльчатка, а с наружной* - сту-
пи* шкивов: крыльчатка закреплена болтом,
ступица - гайкой. Подшипники удерживаются в
корпусе стопорным кольцом. Место выхода ва-
лика из полости насоса уплотнено торцовым
са- моподжимным сальником, установленным на
валике внутри крыльчатки. Сальник состоит из
уплотняющей шайбы, резиновой манжеты, упор-
ной пружины и обойм. Уплотнение создается за
Счет плотного обхвата вала манжетой и плот-
ного прижима уплотняющей шайбы к полирован-
ному торцу корпуса насоса. При сборке торец
корпуса покрывается графитовой смазкой. Под-
шипники отделены от жидкостей полости насоса
канавкой. По этой канавке просочившаяся че-
рез сальник жидкость вытекает наружу, не по-
падая на подшипник. Подшипники смазываются
через пресс-масленку, ввернутую в корпус на-
соса с правой стороны. Смазку производят при
помощи шприца до появления смазки из кон-
трольного отверстия, расположенного между
подшипниками на корпусе насоса. Излишки вы-
текшей смазки следует тщательно стереть,
чтобы она не попала на ремни вентилятора.
Вентилятор 14 пластмассовый, восьмилопаст-
ный; прикреплен к штампованному из листовой
стали фланцу четырьмя болтами, ввернутыми в
тело вентилятора. Вентилятор в сборе с флан-
цем балансируется статически (дисбаланс не
более 6 гс.см). После балансировки на венти-
ляторе и его фланце ставят метку несмываемой
краской. Вентилятор с фланцем крепится к
ступице на валу насоса четырьмя болтами. Вал
вентилятора насоса приводится во вращение
двумя клиновыми ремнями 2 от шкива коленча-
того вала. Этими же ремнями приводится в
действие генератор. Натяжение ремней регули-
руется поворотом генератора. При правильном
натяжении каждый ремень под усилием большого
пальца руки (4 кгс) должен прогибаться на 8-
10 мм (см. верхний левый рисунок. Радиатор -
трубчато-пластинчатый. Плоские вертикальные
трубки 8 впаяны в верхний 9 и нижний бачки
радиатора в три ряда. В промежутках между
трубками находятся припаянные к ним охлаж-
дающие пластины, представляющие собой гофри-
рованную (в виде змейки) медную ленту. В
бачки впаяны патрубки для подвода (в верхний
бачок) и отвода (в нижний бачок) жидкости.
б*верхний бачок впаяна наливная головка и
штуцер датчика контрольной лампочки темпера-
туры воды. В нижнюю часть наливной горловины
впаян патрубок 42 трубки расширительного
бачка. Верхний и нижний бачки радиатора до-
полнительно соединены припаянными к ним бо-
ковыми стойками. Радиатор крепится при помо-
щи кронштейнов, расположенных на его боковых
стойках, четырьмя болтами к перегородке
(щитку) радиатора, приваренной к кузову. К
боковым щиткам радиатора прикреплен кожух
вентилятора, штампованный из листовой стали.
Пробка радиатора закрывает герметически всю
систему охлаждения. Пробка имеет два клапа-
на: выпускной, отрегулированный на избыточ-
ное давление в системе ЗЗб-400 мм рт. ст.
(0,45-0,55 кгс/см*, и впускной, отрегулиро-
ванный на разрежение в системе 7-73 мм рт.
ст. (0,01-0,10 кгс/см*). Нормальная работа
клапанов зависит от исправности резиновых
прокладок. При поврежденных прокладках сис-
тема перестает быть герметичной. Герметич-
ность системы обеспечивает более высокую
температуру охлаждающей жидкости без закипа-
ния и тем самым большую теплоотдачу радиато-
ра. Расширительный бачок 21 изготовлен из
полупрозрачной пластмассы, соединен трубкой
20 с наливной горловиной радиатора. На кор-
пусе бачка имеется метка "MIN", по которой
устанавливается уровень жидкости. При нагре-
ве жидкость расширяется и избыток ее через
выпускной клапан 38 в пробке радиатора пере-
текает в расширительный бачок. При охлажде-
нии двигателя жидкость через впускной клапан
39 педетекает обратно в радиатор. Пробка 29
расширительного 6ачка имеет резиновый клапан
28 срабатывающий при давлении около атмо-
сферного. Слив жидкости производится одно-
временно через два краника; один 3 располо-
жен на нижнем бачке радиатора, другой - с
правой стороны блока цилиндра (в задней его
части*. При сливе надо снять пробку радиато-
ра. Также должен быть открыт клан радиатора
отопления кузова, расположенный с правой
стороны блока цилиндров над краником слива
жидкости. Перед радиатором установлены жалю-
зи 5 для регулирования степени его охлажде-
ния. Управляются жалюзи через гибкую тягу 31
рукояткой 27, расположенной под щитком при-
боров. бытянутое положение рукоятки соответ-
ствует закрытым створкам жалюзи. Ежедневно
необходимо проверять уровень жидкости в рас-
ширительном бачке, а также отсутствие течи в
соединениях шлангов и достаточность натяже-
ния ремней. Уровень жидкости должен быть по
метке "MIN" или выше ее на 3-5 см. Пли необ-
ходимости, доливается жидкость в расшири-
тельный бачок. Периодичность замены охлаж-
дающей жидкости - каждые два roqa или через
каждые 60 тыс. км пробега автомобиля. При
большой потере жидкости допустимо временно
добавлять в систему охлаждения воду. Для
этого после охлаждения двигателя надо снять
с радиатора и расширительного бачка пробки и
залить в радиатор воду до верхнего среза на-
ливной горловины, затем поставить пробку ра-
диатора на место. Долить в расширительный
бачок воды на?-10 см выше метки и поставить
его пробку на место. При первой возможности
надо сменить воду на Тосол А-40. При замене
жидкости систему следует промывать. Для это-
го имеющуюся жидкость сливают и заполняют
систему водой, пускают двигатель и прогрева-
ют. Затем на малой частоте вращения холосто-
го хода сливают воду и останавливают двига-
тель. После охлаждения двигателя повторяют
промывку. Заполняют систему жидкостью через
радиатор (при снятой пробке расширительного
бачка) до верхнего среза наливной горловины
и закрывают радиатор пробкой. Заливают жид-
кость в расширительный бачок на 3-5 см выше
метки "MIN" и закрывают бачок пробкой.
 

1. Выпускной шланг радиатора.
2. Ремни вентилятора.
3. Сливной краник радиатора.
4. Выпускной патрубок радиатора.
5. Жалюзи оадиатооа.
6. Планка управления жалюзи.
7. Масляный радиатор.
8. Охлаждающие трубки радиатора.
9. Верхний бачок радиатора.
10. Пробка радиатора.
11. Датчик контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости.
12. Впускной патрубок радиатора.
13. Впускной шланг
14. Вентилятор.
15. Кожух вентилятора.
16. Выпускной патрубок вентилятора.
17. Термостат.
18. Насос охлаждающей жидкости.
19. Трубка распределения охлаждающей жидкости.
20. Трубка расширительного бачка.
21. Расширительный бачок.
22. Пробка расширительного бачка.
23. Хомут.
24. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
25. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
26. Клапан пробки расширительного бачка.
27. Рукоятка тяги управления жалюзи.
28. Шарик, фиксирующий положение рукоятки.
29. Пружина шарика.
30. Оболочка тяги управления жалюзи.
31. Тяга управления жалюзи.
32. Корпус пробки радиатора.
33. Прокладка пробки радиатора.
34. Пружина пробки радиатора.
35. Наливная горловина радиатора.
36. Пружина выпускного клапана.
37. Прокладка выпускного клапана.
38. Выпускной клапан.
39. Впускной клапан.
40. Пружина впускного клапана.
41. Прокладка впускного клапана.
42. Патрубок трубки расширительного бачка.

Hosted by uCoz