Система смазки
Система смазки двигателя комбинированная:
под давлением и разбрызгиванием. Маслом под
давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники коленчатого вала. подшипники рас-
пределительного вала, упорные подшипники ко-
ленчатого и распределительного валов, втулки
коромысел и верхние наконечники штанг толка-
телей. Остальные детали смазываются разбрыз-
гиванием маслом. В систему смазки входят
маслоприемники, масляный насос (установлен
внутри масляного картера) с редукционным
клапаном, масляные каналы, фильтры очистки
масла с перепускным клапаном, масляный кар-
тер, измеритель уровня масла, маслоналивной
патрубок с крышкой-фильтром вентиляции кар-
тера и масляный радиатор (установлен перед
радиатором охлаждающей жидкости) с ограничи-
тельным клапаном и запорным краном. Масло,
забираемое насосом из масляного картера, по-
ступает через маслоприемник 19 по каналам в
корпусе насоса и наружной трубке в корпус
масляного фильтра. Далее, пройдя через
фильтрующий элемент, масло направляется в
полость второй перегородки блока цилиндров,
откуда по сверленному каналу - в продольный
масляный канал 12. Из продольного канала
масло по наклонным каналам 27 и 26 и каналу
25 в перегородке блока подается на коренные
подшипники коленчатого из пятой опоры рас-
пределительного вала и в полость блока между
валом и заглушкой, отводится в картер через
отверстие 15 в шейке вала. На шатунные шейки
масло поступает по каналам 24 в шейках и ка-
налу 29 в шейке коленчатого вала. В ось ко-
ромысел масло подводится от задней опоры
распределительного вала, имеющего посередине
кольцевую канавку 13, которая сообщается че-
рез каналы 6, 5 и 4 в блоке, головке цилинд-
ров и в четвертой стойке оси коромысел с
осью коромысел. Через отверстия 2 в оси ко-
ромысел масло поступает на втулки коромысел
и далее по каналам 9, 8 и 10 в коромыслах и
регулировочных винтах на верхние наконечники
штанг толкателей. К шестерням привода рас-
пределительного вала масло подводится по
трубке 23, периодически сообщающейся с мас-
ляным каналом в блоке через канавки 21 на
шейке первого подшипника распределительного
вала. Из выходного отверстия т1зубки, имею-
щей малый диаметр, в момент, когда она сооб-
щается с масляным каналом, выбрасывается
струя масла, направленная на шестерни. Через
канал в шейке первого подшипника распредели-
тельного вала масло из тех же канавок шейки
поступает и на упорный фланец распредели-
тельного вала. Шестерня привода масляного
насоса и распределителя зажигания смазывает-
ся струей масла, выбрасываемой из канала 16
в блоке, соединенного с четвертой опорой
распределительного вала, также имеющей коль-
цевую канавку. Стенки цилиндров смазываются
брызгами масла от струи, выбрасываемой из
отверстия 28 в нижней головке шатуна при
совпадении этого отверстия с каналом 29 в
шейке коленчатого вала. Все остальные детали
(стержень клапана, торец клапана, ось приво-
да масляного насоса и распределителя зажига-
ния, кулачки распределительного вала) смазы-
ваются маслом. вытекающим из зазоров в под-
шипниках и разбрызгиванием движущимися дета-
лями двигателя. Подшипники водяного насоса
смазываются через отдельную масленку, уста-
новленную на его корпусе. В систему включен
масляный радиатор 22. Масло в него поступает
через штуцер, который крепит наружную трубку
к блоку, предохранительный клапан и кран по
резиновому шлангу. Охлажденное масло также
по резиновому шлангу отводится в нижнюю
часть крышки распределительных шестерен, от-
куда сливается в картер. На месте входа в
крышку имеется перегородка, препятствующая
излишнему раз- брызгиванию масла. Емкость
системы смазки 6 л. Масло заливается в кар-
тер через патрубок (расположен на крыше ко-
ромысел) с крышкой-фильтром 1 для вентиляций
картера. Уровень масла контролируется по
меткам "П" и "О" на стержне указателя уров-
ня. Уровень масла следует поддерживать вбли-
зи метки "П", не превышая ее. Повышение
уровня выше метки "П" нежелательно, так как
кривошипные головки шатунов будут задевать
за поверхность масла, вызывая образование в
картере чрезмерного масляного тумана. Это
вызывает забрызгивание свечей, интенсивное
образование нагара на днищах поршней и стен-
ках камеры сгорания, закоксовывание колец,
дымление двигателя и повышенный расход мас-
ла. Понижение уровня масла ниже метки "О"
опасно, так как при этом прекращается подача
масла в систему и возможно выплавление под-
шипников. Необходимо иметь в виду, что для
перетекания заливаемого при заправке масла
из-под крышки коромысел в картер или для
отекания масла, обильно разбрызганного во
время работы на стенки, требуется-некоторое
время. Поэтому уровень масла следует прове-
рять через несколько минут после заливки или
остановки двигателя. После замены масла нуж-
но пустить двигатель и дать ему поработать
несколько минут. Спустя некоторое время про-
веряют уровень масла как указано выше. Сли-
вать масло для замены нужно только на горя-
чем двигателе. В этом случае масло имеет
меньшую вязкость и хорошо стекает. При смене
масла следует также слить отстой из масляно-
го фильтра и сменить фильтрующий элемент.
Рекомендуется промывать и систему через одну
смену масла. Для этого после слива масла из
горячего двигателя в картер заливают промы-
вочное масло ВНИИНП-ФД, пускают двигатель и
дают ему поработать с малой частотой вра-
щения 10 минут. Затем сливают промывочное
масло, заменяют фильтрующий элемент и зали-
вают свежее масло согласно карте смазки.
Давление в системе смазки при средних скоро-
стях движения автомобиля (примерно 50 км/ч)
и выключенном масляном радиаторе должно быть
2-4 кгс/см''. Оно может повыситься на непро-
гретом двигателе до 4,5 кгс/см' и упасть в
жаркую погоду до 1,5 кгс/см'. Уменьшение
давления масла при средней частоте вращения
ниже 1 кгс/см'' и при малой частоте вращения
холостого хода ниже 0,5 кгс/см'' свидетель-
ствует о неисправностях в системе смазки или
о чрезмерном износе подшипников коленчатого
и распределительного валов. Дальнейшая экс-
плуатация двигателя в этих условиях должна
быть прекращена. Давление масла определяется
указателем на щитке приборов, датчик которо-
го ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме
этого. система снабжена сигнальной лампой
аварийного давления масла, датчик которого
ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели прибо-
ров, светится красным светом при понижении
давления в системе ниже 0,4-0,9 кгс/см'.
Эксплуатировать автомобиль со светящейся
лампой аварийного давления масла нельзя. До-
пустимо лишь кратковременное свечение лампы
при малой частоте вращения холостого хода.
Если система исправна, то при некотором по-
вышении частоты вращения лампа гаснет. Неко-
торые неисправности системы смазки. Повышен-
ное давление масла. Причиной является за-
сорение и заедание плунжера редукционного
клапана в закрытом положении. Для устранения
этой неисправности надо снять масляный кар-
тер, удалить удерживающий пружину шплинт,
удалить шайбу и шплинт и, пользуясь деревян-
ной палочкой, вытащить плунжер. Промыть де-
тали, вычистить гнездо в крышке насоса и по-
ставить все детали на место. Пониженное дав-
ление масла при низкой и средней частотах
вращения коленчатого вала двигателя. Причи-
ной этой неисправности может быть засорение
и заедание плунжера редукционного клапана в
открытом положении, устраняется чисткой
гнезда клапана. Пониженное давление масла
при всех частотах вращения коленчатого вала
двигателя. Причин может быть несколько. Мо-
жет быть неисправен датчик или указатель
давления масла. Определяется неисправность
контролем давления манометром, подключаемым
на место датчика давления. Неисправные при-
боры заменить. Причиной также может быть пе-
регрев двигателя. При изношенных подшипниках
коленчатого вала и распределительного вала
давление также будет низким. В этом случае
следует заменить изношенные детали. Пружина
редукционного клапана во время работы двига-
теля постоянно вибрирует. Это вызывает ее
износ и падение давления масла. В этом слу-
чае следует пружину заменить новой. Причиной
падения давления масла может служить износ
торцов шестерен масляного насоса. Устраняет-
ся заменой прокладки между крышкой насоса и
его корпусом на более тонкую. При сборке
следует проверить легкость вращения шестерен
насоса. Повышенный расход масла. Причиной
может быть износ поршневых колец. Их надо
заменить. Расход также повышается при неис-
правных, изношенных сальниках, не- плотно-
стях соединений. Эта неисправность обнаружи-
вается внешним осмотром двигателя и состоя-
нием пола после ночной стоянки - по наличию
на полу свежих масляных пятен. При износе
направляющих втулок и стержней клапанов,
разрушении маслоотражательного колпачка на
впускных клапанах также увеличивается расход
масла. Устраняется заменой изношенных и раз-
рушенных деталей. При засорении вытяжной
трубы и фильтра вентиляции картера давление
в картере увеличивается. Это вызывает выдав-
ливанием масла через сальники и неплотности
соединений, а также повышенный расход масла
через кольца. Устраняется прочисткой и про-
мывкой вытяжной трубы и промывкой фильтра.
1. Фильтр вентиляции картера - крышка маслоналивной горловины.
2. Отверстие для подвода масла к коромыслу.
3. Отверстие для смазки.
4. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров.
5. Горизонтальный канал в блоке и головке цилиндров.
6. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров.
7. Маслоотражательный колпачок.
8. Поперечное сверление в регулировочном винте.
9. Канал в коромысле для подвода масла к регулировочному винту.
10. Канал в регулировочном винте.
11. Маслосьемное поршневое кольцо.
12. Продольный масляный канал.
13. Канавки на шейках распределительного вала
14. Распределительный вал.
15. Отверстие для слива.
16. Каналы для подвода масла к шестерням.
17. Заглушки.
18. Сливная пробка масляного картера.
19. Маслоприемник.
20. Сливная пробка масляного фильтра.
21. Канавки на шейке распределительного вала.
22. Масляный радиатор.
23. Трубка подвода масла на шестерни распределительного вала.
24. Канал в коленчатом вале для подвода масла к шатунной шейке.
25. Канал коренного подшипника коленчатого вала.
26. Канал для подвода масла к шейкам распределительного вала.
27. Канал для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала.
28. Канал в шатуне для смазки зеркала цилиндра.
29. Канал в шатунной шейке коленчатого вала.
30. Полость в шатунной шейке коленчатого вала.
31. Пробка крана масляного радиатора.
32. Корпус крана масляного радиатора.
33. Корпус предохранительного клапана масляного радиатора.
34. Клапан.
35. Пружина клапана.
36. Колпак клапана.